Вопросы по СМК (ISO 9001)

Что такое СМК?

Система менеджмента качества (СМК) – это система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, которые взаимодействуют таким образом, чтобы предприятие затрачивало минимум усилий на производство хорошей продукции, нужной потребителю.

Для чего определяют процессы СМК?

СМК – это система менеджмента, ориентированного на качество. Под системой всегда подразумевается набор взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Поэтому, чтобы пользоваться СМК, нужно увидеть процессы, необходимые этой системе, определить их границы, понять, как они должны быть устроены и определить, как эти процессы взаимодействуют между собой. Улучшать СМК нужно через совершенствование процессных взаимосвязей.

Кто является участником процесса СМК?

Участник процесса СМК – это любой человек, который в данном процессе выполняет какую-то работу, какие-то действия.

Зачем нужен представитель руководства по СМК?

Для создания системы менеджмента качества нужен человек, который помимо выполнения своих основных обязанностей также занимался вопросами создания/развития СМК. Он всегда должен быть руководителем из команды директора, чтобы иметь необходимые полномочия.

Какие знания и навыки приобретут сотрудники при обучении СМК?

Понимание, для чего нужна система менеджмента качества, почему действующая СМК помогает улучшить финансовое положение предприятия.

Понимание того, какие действия необходимо выполнять для создания и развития СМК в организации.

Что такое затраты и потери в СМК?

Потери – это те действия, в которых нет необходимости при выпуске продукции. Все что не нужно, необязательно для создания продукции. На что тратятся силы, но можно было бы и не тратить.

Затратами являются все необходимые действия.

Нужно ли оценивать риски по продукции в 9001:2015?

Обязательно нужно, поскольку весь стандарт ISO 9001-2015 построен на необходимости анализировать возможные риски.

Для чего нужна результативность процесса СМК?

Результативность показывает, в какой степени осуществляется то, что было запланировано. Оценка результативности процесса позволяет увидеть, как можно усовершенствовать этот процесс.

С какой периодичностью рассчитывается результативность СМК?

Все зависит от того как быстро хочется совершенствовать систему. Лучше проводить оценку результативности СМК хотя бы раз в месяц. Идеальный вариант – 10 дней. При этом, проводя оценку, люди увидят, что очень сложную оценку делать очень долго. Значит, из общего будет выделено самое главное, что нужно наблюдать в системе, самые важные характеристики.

На предприятии улучшили качество, а прибыль упала. Может ли такое быть? Что нужно делать?

Такое случается, когда на предприятии улучшают качество не лучшими способами. Самая частая причина – когда программа действий выработана неверно. Либо все настолько запущено, что на предприятии разучились работать и чтобы сделать, как положено, пришлось потратить значительно больше ресурсов. Вот прибыль и снизилась. В этом случае единственный выход – нужно учиться работать правильно.

Также необходимо понять, что подразумевается под улучшением качества. Продукция улучшается для потребителя? Или же деньги тратятся на новую упаковку, на новые более дорогие материалы – может статься, что потребитель этого не просил.

Строго говоря, если предприятие повышает качество, т.е делает то что нужно потребителю, то прибыль упасть не может.

На каких стадиях улучшения качества требуется знание статистических инструментов?

С самого начала. Если в организации не пользуются статистическими инструментами, нет никаких гарантий, что будут правильно выявлены причины низкого качества. Статистические инструменты – это то, чем нужно обязательно пользоваться

Какой принцип менеджмента качества убирается из стандарта 9001-2015?

Принципы «системный подход» и «процессный подход» в ISO 9001:2015 были логично объединены в единый принцип – «процессный подход».