О компании

Контакты

+7 (343) 290-39-33

+7 (922) 115-30-44

+7 (922) 126-77-86

Адрес:
620014, г. Екатеринбург,
ул. 8 Марта 4, офис 319
E-mail: prioritetural@list.ru
Сайт:
prioritetural.ru

Услуги

Как появился конвейер («Генри Форд: жизнь и бизнес»)

Гордостью фордовского производства и техническим новшеством мирового значения стал сборочный конвейер, внедрение которого началось в апреле 1913 г. Движущаяся лента (транспортер) была известна давно и применялась на автоматизированных мукомольных элеваторах. Перемещение обрабатываемого материала вдоль стоявших на месте рабочих использовалось на мясокомбинатах для разделки и обработки свиных туш, при выделке жестяных банок, а на заводе компании Westinghouse – для разливки чугуна в движущиеся формы. Но вековой традицией любого производства было передвижение рабочих относительно объекта труда, а не наоборот

Рама автомобиля закреплялась на деревянных стапелях и рабочие по очереди подносили к ней и монтировали собранные в других местах двигатель, оси, колеса и т. д., но можно было кое-что рационализировать: подвозить материалы как можно ближе к месту сборки, собирать одновременно несколько машин, разделить операции – чтобы, например, один человек подкатывал и надевал колесо на ось, а другой закручивал гайки. Но такая организация работ имела низкий потолок скорости и управляемости, а сделать процесс непрерывным было и вовсе невозможно. Конвейер же позволял полностью использовать рабочие руки и рабочее время, устранить переноску деталей вручную, а главное, он автоматически, без понуканий или подмоги делал производство непрерывным и придавал ему определенный ритм.

Вначале на заводе в Хайленд-Парке детали и материалы подвозили к рабочим местам на тележках, а первый опыт со сборочной линией был проведен в начале апреля 1913 г. при изготовлении магнето. Он дал впечатляющий результат: если раньше на сборку одного такого прибора рабочий тратил в среднем 20 мин., то разделение труда между 29 рабочими, которые стояли за длинным столом и делали по одной операции, передавая прибор соседу, сократило время до 13 мин. Когда сборочный стол приподняли чуть выше, чтобы людям не приходилось нагибаться, время составило уже 7 мин. Однако сборщики трудились с неодинаковой скоростью и сноровкой. У некоторых инженеров возник соблазн ввести сдельную плату, но все знали, что Форд категорически против того, чтобы торопливость и желание заработать повысило процент брака. Тогда собираемые магнето стали передвигать мимо рабочих с помощью цепи, и произошло чудо – их темпы сравнялись! Сборка одного прибора стала занимать 5 мин., а число людей на этом участке сократилось до 14. Так родился первый сборочный конвейер.

Возможностями движущегося сборочного пути заинтересовались руководители других участков. Так, сборка двигателя была поделена между 84 рабочими. Эта линия сборки состояла из нескольких малых конвейеров, где монтировали вначале отдельные части двигателя, а затем его целиком. К ноябрю 1913 г. опыты увенчались блестящим успехом: вместо 9 час. 54 мин. затрачиваться стало 3 час. 46 мин. на двигатель.

Следующим этапом стала сборка шасси. Наивысшая производительность при стационарной сборке равнялась в среднем 12 час. 8 мин. В начале эксперимента шасси собирали на специальной платформе, которую тянули с помощью каната и ворота. Детали и части были разложены вдоль маршрута, и шестеро рабочих, передвигаясь вместе с платформой, на ходу собирали шасси. Рядом шли люди с блокнотами и секундомерами и записывали время. Уже этот несовершенный прием сократил время до 5 час. 50 мин. Определение количества операций (их стало 45), оптимальной высоты сборочной линии и механизация подачи комплектующих, которые собирали на других конвейерах, дали поразительный эффект: время сборки сократилось до полутора часов! Но и это не предел, «наступление на время» продолжалось.

Каждый сборщик делал строго рассчитанный минимум движений. Например, готовые колеса перемещались на крюках под потолком и опускались точно до такой высоты, чтобы их можно было легко снять и насадить на ось. Один рабочий делал только эти два движения, другой ставил гайки и подвинчивал их рукой, а третий затягивал гаечным ключом.

В компании Форда многие оперативные вопросы решались устно. Генри обсуждал их не за письменным столом, а на ходу, не любил копаться в деталях и устраивать совещания. Поэтому выявить автора или инициатора идеи сборочного конвейера, как и многих других чудес фордовского производства, оказалось невозможным. Но историки определили круг людей, имевших непосредственное отношение к первым экспериментам с движущейся линией сборки. Это Питер Мартин, Чарлз Соренсен, Карл Эмде, молодой инженер с высшим образованием Кларенс У. Эйвери, который служил помощником Соренсена и преподавал ручной труд в школе при Детройтском университете. В экспериментах участвовали руководитель отдела по сборке двигателей Уильям К.Кланн, инженер Юджин Фаркас и несколько других инженеров и мастеров.

Роль Эйвери выделяют особо: ему Соренсен поручил техническое обоснование всех заводских операций для доклада боссу. По всей вероятности, оба сыграли ключевую роль в создании и наладке первых конвейерных линий. Соренсен утверждал, что раньше всех пришел к идее «сборки в движении». Еще в июле 1908 г., когда на старом заводе на Пикетт-авеню заканчивали выпуск моделей N, он обнаружил, что работа пойдет намного быстрее, если передвигать шасси вдоль уложенных в определенном порядке материалов и собирать автомобиль на ходу. Соренсен продемонстрировал новый метод Мартину, Уиллсу и Форду, но те не придали ему значения. Лишь через пять лет идея воскресла и получила развитие.

Генри Форд называл свои производственные методы научными и экономическими, поскольку они отрабатывались экспериментально и проверялись на практике, а новая организация работ давала колоссальный эффект, который возрастал по мере расширения производства. Если не использовать любую возможность сократить время операции или повысить производительность, скажем, на 10%, писал Генри, то это равносильно уплате лишних 10% налога. Если каждый из 12 тыс. работников станет ежедневно делать на десять шагов меньше, то в сумме это даст экономию в 50 миль. В этом и заключается суть наших методов, подчеркивал он.

Из книги Б.М.Шпотова «Генри Форд: жизнь и бизнес».